Родительское собрание в школе
27.03.2015Родительское собрание в школе
Многие родители часто не без основания считают, что родительские собрания существуют лишь для сбора денежных средств на школьные мероприятия и ремонты школы. В таком отношении к столь немаловажному классному мероприятию виноваты сами учителя и администрации школ.Родительское собрание задумано и должно осуществляться, как важнейшая форма работы классного руководителя с членами семьи ученика, направленная на повышение эффективности как учебного, так и воспитательного процесса. Для этого от преподавателя требуется правильная подготовка и проведение родительского собрания.Это мероприятие должно выполнять функцию ознакомления родителей с учебно-воспитательным процессом в школе, который включает методы обучения, характеристику применяемых учебных программ, рассказ о внеурочных мероприятиях, кружках и факультативных занятиях.Родительское собрание несет в себе задачу психолого-педагогического просвещения родителей. Это выражается в информировании родителей о возрастных особенностях поведения детей, могут быть даны советы для успешного взаимодействия с ребенком и т.п.Именно на родительских собраниях можно привлечь родителей к совместной с детьми деятельности - экскурсиям, походам, конкурсам.Путем обсуждения, в форме диалога, на родительских собраниях решаются вопросы дисциплины, питания, дежурств и других организационных проблем.В зависимости от тематики и целей родительского собрания могут быть выбраны различные виды и формы его проведения.Подготовка родительского собрания: с чего начать?В первую очередь необходимо определиться с темой родительского собрания. Необходимо выделить главную проблему, поставить основные задачи собрания. При выборе темы, классный руководитель должен определить вид и форму родительского собрания, определить этапы мероприятия и способы взаимодействия с родителями.Подготовка плана мероприятия включает в себя изучение классным руководителем методической литературы по тематике собрания, продумывание необходимости приглашения других преподавателей или представителей администрации школы на заседание.Следующий этап подготовки – это приглашение родителей и оповещение преподавателей, участие которых запланировано на собрании. Приглашение должно содержать план собрания и список выносимых на него вопросов.В процессе собрания должен вестись протокол, заканчивающийся решением собрания. При необходимости родителям раздаются памятки с важной информацией о детях и школьных мероприятиях.В процессе подготовки собрания прорабатываются организационные вопросы: где будут раздеваться родители, кто их встретит на входе в школу, оборудование места проведения.Учитель должен продумать и свой внешний вид: собрание - это не просто встреча с родителями, для учителя это еще и отчет о проделанной работе перед главными ее заказчиками. А, как известно первое впечатление о человеке создается по его внешнему виду.Формы проведения родительского собранияРодительские собрания в зависимости от поставленных целей, могут быть различных видов и форм. Они могут быть общешкольными – они проводятся один - два раза в год по необходимости и классными, которые организуются несколько раз в год обычно в конце установленного периода обучения.Виды родительского собрания определяют тематику. Это посвященные каким-либо мероприятиям организационные собрания; посвященные психолого-педагогическому просвещению родителей, на которые приглашается школьный психолог, дающий советы по успешному общению родителей с детьми; тематические собрания на которых обсуждаются проблемы учебно-воспитательного процесса; итоговые - посвященные прошедшим учебным периодам и их результатам. Возможны и другие варианты видов собраний.Тематика собрания определяется педагогами. Какие-то темы могут быть обсуждены заранее классным руководителем с членами родительского комитета.Формы родительских собраний весьма разнообразны. Они могут проводиться как в форме лекции, где в роли лектора выступает педагог, психолог, врач. Это может быть дискуссия, где происходит обсуждение важных вопросов, относящихся к классным мероприятиям, решению важных вопросов жизни класса. Наиболее распространенная форма проведения родительского собрания это доклад с последующими вопросами и обсуждением. Докладчиком является педагог, который, коротко, но емко, рассказывает об итогах прошедшего периода обучения или о мероприятиях, предстоящих в ближайшее время. Далее родители задают вопросы по теме собрания и, если возникают спорные мнения, то происходит обсуждение и находится приемлемое решение споров.При необходимости на родительские собрания приглашаются учителя-предметники, которые дают более подробную информацию об успеваемости класса по конкретной учебной дисциплине. Приглашение таких учителей, как и представителей администрации школы, обговаривается заранее. В конце родительского собрания обязательно подводятся его итоги, и принимается конкретные решения по обсуждаемым вопросам.Нельзя забывать о том, что каждый учащийся является личностью, по этому обсуждение успехов или поведения конкретных учеников должно происходить с глазу на глаз с их родителями. Не стоит выносить на общее обсуждение какие-либо острые проблемы с конкретными детьми, это только испортит отношение к преподавателю, как ученика, так и его родителей.Что дает родителям присутствие на родительском собрании?Многие родители не видят смысла ходить на родительские собрания, мотивируя это нежелание тем, что дети им сами рассказывают о происходящем в классе. Однако всегда полезно представлять проблему с разных сторон. Мнение о жизни класса, полученное от рассказов ребенка отражает его восприятие событий – у учителя может быть несколько другое видение происходящего.Кроме того, присутствуя на родительском собрании, родители получают полную объективную информацию о происходящих и планируемых в школе (классе) мероприятиях, могут поговорить об успехах и поведении своего ребенка. У них складывается свое личное отношение к классному руководителю.Участвуя в жизни класса посредством присутствия на собраниях, родители знакомятся друг с другом, после чего они получают представление о семьях друзей своего ребенка.